Требования к организации педагогического процесса в новых стандартах

 

Стратегические задачи разработки стандартов

§    Обеспечение социальной консолидации общества;

§    Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства;

§    Обеспечение безопасности личности, общества и государства;

§    Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности;

§    Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт строится с учётом следующих принципов системного проектирования в образовании:

·    принципа социальной обусловленности всех компонентов стандарта по отдельности и стандарта в целом;

·    принципа открытости, соблюдения баланса интересов всех субъектов образовательной деятельности в процессе разработки стандарта;

·    принципа институциональности в определении роли и места стандарта в системе государственных интересов;

·    принципа инновационности в решении задач, связанных с актуальными вызовами меняющегося мира.

 

Согласно п.4 статьи 7 Закона «Об образовании» (в редакции 2007г.) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

 Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ.

 Кадровое обеспечение - укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию.

 В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, обновления содержания образования, изменения потребностей личности, общества и государства в образовании формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

 Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности.

 Материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.

 Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:

 - санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);

 - комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);

 - пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

 - образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).

 Учебно-материальное обеспечение - требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования.

 Информационное обеспечение - обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении.

 Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных  программ

 

Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования

 

Гигиенические требования отражают требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом данных о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении.

 Система требований к учебно-материальной базе

 Требования к учебно-материальной базе - это пакет нормативных документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности образовательного учреждения с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом:

 1. Перечни рекомендуемой учебной литературы. Документ должен содержать список таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы общего образования.

 2. Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений. Номенклатура этого документа должна быть адекватна требованиям стандарта и обеспечивать потребности реализации основных образовательных программ.

 3. Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений. Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно было бы проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта.

 4. Критерии оценки условий получения общего образования представляют собой инструментальную базу оценки исполнения Требований к условиям получения общего образования и служат основой процедур лицензирования образовательных учреждений.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz