…ательных модуля:

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры», «Основы светской этики»;«Основы мировых религиозных культур».

Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями. Поддержка  данного курса осуществляется на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя  внеурочную деятельность.

 

 

Направления

       I

         II

     III

     IV

Всего

 

                    

                           Классы

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

8

Научно-познавательное

2

2

2

2

8

Военно-патриотическое

2

2

2

2

8

Общественно-полезная деятельность

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Итого

10

10

10

10

40

 

Данные  занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей. На организацию внеурочной деятельности отводится в рамках учебного плана 10 часов в неделю.  Школа предоставит учащимся право выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика начальной школы.  Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используют различные формы её организации, отличные от  урочной системы обучения. 

 

II.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

Согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе программы  «Школа России».

С 2010-2011 учебного года в школе применяется  информационно-образовательная система УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, электронные и интернет-ресурсы.

Используемый УМК строится на основе национально-значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны:

  • приоритет воспитания в образовательном процессе;
  • личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
  • сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Принципиальная особенность комплекта «Школа России»: он носит личностно-развивающий характер с приоритетом духовно-нравственного развития, обеспечивает граждански-ориентированное образование младшего школьника. Средствами УМК предлагается воспитывать  гражданина России.

Сегодня граждански-ориентированное образование становится  государственной нормой.

В концепции  комплекта «Школа России»  обозначен и деятельностный характер образования, которому в Стандарте уделяется очень большое внимание. Этот принцип реализован во всех учебниках комплекта, он усиливается за счет развертывания программы формирования универсальных учебных действий, являющейся одним из ключевых компонентов нового Стандарта.

Анализ компонентов ФГОС 2009 г. (примерных программ по учебным предметам, планируемых результатов начального образования  и др.) подтверждает соответствие комплекта «Школа России» Стандарту второго поколения.

 

 

II.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

Организационные формы образовательной деятельности:

классно-урочная система, групповые и индивидуальные формы работы.

В учебном процессе используются ресурсы интерактивных образовательных программ, информационно-коммуникационного оборудования учебных кабинетов школы. Используемые педагогические технологии направлены на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся, а также эффективную организацию и управление учебным процессом.

 

       
  
 
    
    
 
 
 
          
           
       
    
    
    
    
    
    
    
    
    
           

II.5. Организация  оценивания  учебных достижений младших школьников.

 

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и четырехбальная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе. Необходимо отметить, что оценка и отметка – не синонимы. Оценка – это суждение о качестве объекта или процесса.  Отметка в педагогической литературе трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5, 10, 12, 100), цветом, каким-либо другим символом.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления  необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

В  школе осуществляется диагностика по следующим направлениям:

Педагогическая диагностика (регулярно, персонифицировано):

  • предметные, метапредметные, личностные  достижения
  • затруднения в предметных образовательных областях
  • навыки коммуникативной деятельности обучающихся.

Особое внимание уделяется диагностике уровня приобщенности школьников к чтению.

Медицинская диагностика (2 раза в учебный год, персонифицировано):

  • показатели физического здоровья обучающихся

Социально-педагогическая (1 раз в учебном году, неперсонифицировано):

  • результаты воспитательной деятельности

Направления диагностики  определяют особенности системы контроля достижений обучающимися требований ФГОС и их оценивания.

Предметом учета  и оценки достижений младших школьников являются

- результаты обученности учащихся по отдельным предметам, т.е. качество усвоения учебного материала (полнота и осознанность знаний, умение применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи с учетом особенностей предмета и др.);

- уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (метапредметные результаты);

- имеющиеся затруднения и индивидуальный прогресс учащегося (с учетом стартового уровня).

Объектами оценивания являются устные ответы, доклады, письменные, графические, творческие работы, рабочие тетради учащихся, портфель читателя.

Система учета достижений и их оценивания предполагает:

  1. Использование наряду с оценочными безоценочных форм представления результатов образовательной деятельности – совокупности творческих работ, элементов работы по проектам.
  2. Перемещение акцента в оценке с того, чего не знает и не умеет обучающийся, на то, что знает и умеет по данному вопросу.
  3. Стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения; формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке;
  4. Использование оценки в виде суждений о причинах допущенных ошибок и возможных путях их исправления.

Определяющими функциями системы оценивания, обусловленными возрастными психологическими особенностями и накопленным у обучающихся социальным опытом, таким образом, являются:

воспитательная – формирование положительной мотивации к учению, навыков самоконтроля;

эмоциональная – создание соответствующего оценке эмоционального фона, стимулирующего к учению, ориентирующего на возможность успеха;

социальная – определение соответствия достигнутых обучающимися результатов установленных государством, обществом, семьей нормам и ожиданиям.

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

 

Обязательные формы  и методы контроля

Иные формы учета достижений

 

текущая аттестация

итоговая (триместр, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

 

  • o устный опрос
  • o письменная самостоятельная работа
  • o диктанты
  • o контрольное списывание
  • o тестовые задания
  • o графическая работа
  • o изложение
  • o доклад
  • o творческая работа
  • o диагности-ческая контрольная работа
  • o диктанты
  • o изложение
  • o контроль техники чтения

 

  • анализ динамики текущей успеваемости

 

  • участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях
  • активность в проектах и программах внеурочной деятельности
  • o творческий отчет
    • o портфолио УУД
    • o анализ психолого-педагогических исследований
    • o посещение уроков по программам наблюдения
 
  
  

Формы представления образовательных результатов:

- табель успеваемости по предметам. В школе используется 4-бальная система отметок- «5», «4», «3», «2» в ходе итогового контроля,  10-балльная планируется в ходе текущего контроля;

- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

- портфолио  УУД (со II класса);

- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

 

В школе будет реализован пилотный проект по введению 10-бальной системы оценки образовательных достижений учащихся.

Данный пилотный проект - один из методов, который  служит основой для дифференцированной (аспектной) оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Педагогический коллектив считает,что оценочная  система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат  усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности. Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения системы знаний.

 II.6. Введение триместровой системы организации учебно-воспитательного процесса

  В рамках реализации направления Национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа» - «Обеспечение здоровья школьников» - проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела особую актуальность.

       В связи с введением с 1 сентября 2011 г. в начальной школе ФГОС 2009 г., школа переходит на  новую структуру годового календарного учебного графика, систему организации учебно-воспитательного процесса.  В отличие от существующей, триместровая система организации образовательного процесса предполагает более регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 учебных недель сменяются недельными каникулами. При этом общая установленная законодательно  продолжительность каникул (не менее 30 календарных дней в течение учебного года и не менее 8 недель летом) остается неизменной.

В документах Роспортебнадзора при разработке «Гигиенических норм и правил организации учебного процесса в школах» 2010 года рекомендована именно такая система организации учебного процесса.

        В условиях данной структуры учебного года  появляется положительная динамика умственной работоспособности учеников, заметно улучшение функционального состояния детей и подростков, которое связано с сокращением продолжительности периодов с выраженной статистической нагрузкой,  с более частой возможностью отдыха. Организация учебного года по новой структуре способствует сохранению устойчивости психоэмоционального состояния, снижению острой заболеваемости и повышению успеваемости обучающихся.

         Здоровьесберегающий эффект новой структуры  учебного года, по сравнению с традиционной формой его организации, определяется:

- снижением острой заболеваемости;

- меньшим напряжением сердечно-сосудистой системы;

- сохранением более высоких адаптационных возможностей обучающихся;

- меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации обучающихся;

- более устойчивым психоэмоциональным состоянием обучающихся;

- повышением успеваемости обучающихся.

        Введение триместровой системы организации образовательного процесса не требует никаких дополнительных  финансовых затрат. (Триместровая система представлена в приложении № 5.)

       Промежуточная аттестация обучающихся 2-9 классов осуществляется по триместрам, в конце года на основе триместровых отметок выставляется годовая, обучающиеся 1-х классов не аттестуются.

         Введение здоровьесберегающей технологии организации образовательного процесса – триместровой системы преследует цель: создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Прогнозируемый результат:

  1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся и педагогов.
  2. Повышение качества обучения.
  3. Предупреждение  развития синдрома «хронической усталости» обучающихся и педагогов.

 2. Этапы перехода на триместровую систему организации образовательного процесса:

  1. Первый этап – подготовительный – апрель –май 2011 года.
  2. Второй этап – практическая реализация – сентябрь 2011 – июнь 2012 г.

II.7.  Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках  образовательного процесса.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;
  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  • выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

 

Планируемая значимость универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе

 

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

- смыслообразование

- самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

 

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

 II.8. Содержание  и  организация   внеучебной   деятельности  учащихся начальной школы.

      В структуре учебного плана школы с 2011-2012 уч.года  выделяется 10 часов внеучебной деятельности, которая осуществляется во II половине дня.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Отводимые часы будут  использованы на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, НОУ, олимпиады и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и родители (законные представители) выбирают количество часов и направления деятельности, которыми будет заниматься ребенок.

В школе будет реализована двухуровневая система внеурочной деятельности:

1 уровень предполагает широкий по содержанию и формам набор видов  деятельности, который является  обязательным для всех обучающихся. К этому уровню относится внеурочная деятельность по направлениям, обозначенным в учебном  плане школы, система праздников и тематических мероприятий. Традиционные:  праздник «Букваря», «Прощание с начальной школой», Новый год, а также тематические мероприятия, приуроченные к Дню Матери, Дню Победы, Дню Конституции,  Дню национального единства.

2 уровень – это занятия по интересам, по выбору школьника. Это занятия в кружках, спортивных секциях (предлагается не менее 3 учебно-развивающих программ дополнительного образования).

Комплекс внеурочной деятельности

Направления

Форма реализации (классы)

Педагоги-организаторы

Физкультурно-оздоровительное

Программа внеклассных физкультурных мероприятий:

подвижные игры (I- IV),

спортивные соревнования (I-IV)

учитель физкультуры

 

Программа  «Азбука танца» (I-IV)

учитель студии танца

Программа «Я буду здоров» (I- IV)

кл. руководители,

врач Посольства

Художественно-эстетическое

Изостудия (I-IV)

учитель ИЗО

Спецкурс «Знакомство с народными промыслами» (II), кружок вязания.

учителя школы

Экскурсии (занятия):  зоопарк, музей истории Мадагаскара.

кл. руководители

Проектная деятельность

Школьная  газета  (I-IV),

Театральный проект «СКАЗКИ И БАСНИ» (I-IV)

кл. руководители

Информационно-технологическое

Программа  по развитию внеклассного чтения(I- IV)

кл.руководители

Спецкурс «Мой друг-компьютер» (I-IV)

учитель информатики

Социально-педагогическое

Проект «Моя малая родина» (I- IV)

кл. руководители

 

Общественно-полезная деятельность

Тематическое оформление классных и школьных помещений  к государственным и школьным праздникам и мероприятиям(I-IV)

кл. руководители

  Планируемые образовательные результаты внеучебной деятельности

  Все направления внеурочной деятельности в рамках  Методического  констуктора мы  рассматриваем,  как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ на период 2011-2016 г.г.,  разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываем на видах деятельности.  (приложение № 6) 

 III.1.  Содержание и организация основного общего образования

 В основной школе (5-9 классы) реализуется Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направленный,  на приведение содержания образования в соответствие с возраст-

 ными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению.

Организация учебного процесса строится на основе реализации следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

 III.2. Основные принципы образования

-взаимодействие разновозрастных образовательных подсистем;

-научно обоснованное сочетание обучения, развития и воспитания в целом, базирующихся на принципах интеграции основного и дополнительного образования, а также эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся;

-создание сквозной образовательной системы, которая способствует развитию личности от первых шагов до профессионального самоопределения.

III.3. Учебный план

Учебный план школы разработан в соответствии с Федеральным базисным учебным планом (2004 г.) и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 г.  № 1058 и от 15.01.1997 г. № 38  и предусматривает 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года –  34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период).

Настоящий учебный план будет применяться до введения в школе новых образовательных стандартов до 2013-2014 учебного года.

 III.4. Реализуемые технологии учебного процесса

 III.5. Проектная деятельность

С 2010-2011 учебного года в школе активно внедряется технология проектного обучения. Метод проектов позволяет организовать творческую самостоятельную деятельность учащихся, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы, создает условия для развития естественной мотивации, учитывает индивидуальные способности ребенка, его интересы и склонности. Проектная форма педагогической деятельности предполагает отход от авторитарных методов, форм и средств обучения и является одним из важных компонентов современного образования.

          

III.6. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

    Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Внеучебная деятельность рассматривается как средство реализации прав ребенка на доступ к информации, отдых и досуг, свободное участие в культурной жизни и занятия искусством, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, предусмотренных Международной Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1982 года.

Цель педагогического коллектива во внеучебной деятельности:

 создание многомерного педагогического пространства  (информационного, культурного, социального, правового), способствующего разностороннему личностному развитию ребенка, укреплению психического и физического здоровья, удовлетворению образовательных запросов ребенка и его родителей. 

Задачи деятельности:

 передача учащимся информации, отобранной   с позиций требований педагогики, культуры, науки, содержания предмета и современной общественной практики;

¨             духовно-нравственная, культурная, гражданская и профессиональная ориентация;

¨              формирование широко эрудированной, эстетически развитой и заинтересованной личности;

¨             создание оптимальных условий для самоидентификации и всестороннего саморазвития учащегося,  формирования собственного стиля осмысленного  поведения;

¨             расширение круга делового и дружеского общения учащегося со сверстниками и взрослыми в свободное время, создание условий для формирования навыков общения и взаимодействия с ними;

¨             обеспечение условий для укрепления психического и физического здоровья учащихся, формирования у них навыков здорового образа жизни.

 

Особенности внеучебной деятельности учащихся в школе:

 

 

 

            III.7. Подготовка основной школы к введению федеральных государственных   образовательных стандартов 2010 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644.

            С 2013-2014 уч.года школа в режиме эксперимента осуществит переход  на новые федеральные государственные  образовательные стандарты основного общего образования.

            (приложение 2)

            Педагогический коллектив перейдет к  этапу формирования новой образовательной программы, в которой основными результатами будут:  

             -выпускники школы,  полностью соответствуют требованиям  модели выпускника – человека, раскрывшего свои способности, порядочного, патриотичного, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;

            -создание новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития;

            -соответствие учительского корпуса  требованиям новых образовательных стандартов;

            -полное овладение каждым учителем проектно-деятельностным методом обучения и воспитания на основе квалификационной характеристики;

            -выработка современной оценки качества образования;

            -обеспечение школы высокотехнологичным учебным оборудованием, интерактивными учебными пособиями;

            -изменение мотивации учения с позиции социального одобрения и избегания неудач на стремления к знаниям и потребности в самосовершенствовании.

 

IV.1.  Подпрограмма «Система оценки качества образования»Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz